150 99 150

Официальный сайт Пилотажной группы "РУСЬ" Вяземского учебного авиационного центра ДОСААФ России



Одного хочу лишь я,

Свою петлю осуществляя:

Чтобы эта «мертвая петля»

Была бы в воздухе живая.

Не мир хочу я удивить,

Не для забавы иль задора,

А вас хочу лишь убедить,

Что в воздухе везде опора…

 

В начале ХХ века цирковой номер под названием «Мертвая петля» выполняемый на велосипеде был очень популярен. Нестеров был уверен, что такую же петлю можно выполнить и в воздухе, на самолете. Проводил расчеты, экспериментировал, конструировал новые аэропланы. Он внимательно следил за работами профессора Жуковского, слушал его лекции. Еще в 1891 году Жуковский теоретически обосновал возможность выполнения «мертвой петли» на аппарате тяжелее воздуха.

Нестеров стремился воплотить теорию в практику и говорил: «Неизбежные воздушные бои будут схожи с нападением ястребов на ворон. Те летчики, которые научатся владеть своим самолетом, сумеют придать ему «воздушную подвижность» ястреба, будут в состоянии легче нанести врагу скорейший и серьезнейший урон путем воздушных эволюций. Только пройдя школу фигурного летания и практически освоив, в частности, мертвую петлю, летчики будут обладать основным оружием ястребов в их нападениях на менее искусных ворон. А кто из вас захочет быть вороной?»
И это притом, что в то время было принято летать, как говорили инструкторы, «блинчиком» или «тарелочкой», официальная «Инструкция для военных летчиков» от 1912 г. запрещала крен на вираже свыше 20°.

После назначения командиром авиаотряда Нестеров ввел обучение полетам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку, освоил ночные полеты.

27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем, Нестеров впервые в мире выполнил на самолете "Ньюпор-4" замкнутую петлю в вертикальной плоскости, названную впоследствии «петлей Нестерова».  Нестеровский «Ньюпор» взмыл в небо. На высоте 800-1000 м летчик выключил мотор и начал пикировать.  На высоте около 600 м мотор был включен, и самолет устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошел в пике. Мотор снова выключился, самолет выпрямился и плавно приземлился. Этим маневром Нестеров в очередной раз доказал, что самолет в любом положении покоряется летчику, положив начало высшему пилотажу.

Чего только не писали газеты о том полете! Многие причисляли поступок Нестерова к «безрассудным». Но куда больше было откликов подобных этому: «Ваше открытие в области авиации принадлежит к числу светлых, прекрасных: оно ведет не к разрушению, а к сохранению жизни многих летчиков. «Мертвая петля» не должна уже так называться: она стала живой. Вы победили смерть разумом и силой воли! Научите и других – смелых – побеждать дух смерти в воздухе...».

Киевское товарищество воздухоплавания и научно-техническое общество во главе с генерал-майором Вербицким решили выдать Нестерову золотую медаль за «первое в мире удачное решение, с риском для жизни, вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах». Такую же медаль получил от общества только профессор Жуковский.

 Нестеров прожил короткую, но изумительно яркую жизнь. В годы Первой Мировой войны совершил первый в истории воздушный таран и геройски погиб. Имя его золотыми буквами внесено в летопись русской мировой авиации.

 КАК Я СОВЕРШИЛ МЕРТВУЮ ПЕТЛЮ  (Статья П. Н. Нестерова, опубликованная в "С.-Петербургской газете" от 4 и 5 сентября 1913 г.) 

          http://avia.lib.ru/bibl/1005/07.html