205 99 205

Официальный сайт Пилотажной группы "РУСЬ" Вяземского учебного авиационного центра ДОСААФ России




Сегодня пилотажная группа "Русь" отмечает свой двадцать шестой день рождения. Вот уже более четверти века мы оттачиваем мастерство группового пилотажа, чтобы дарить радость зрителям.


В 1987 году, ЦК ДОСААФ дало распоряжение создать пилотажную группу на базе Вяземского авиационного учебного центра. Задача была поставлена предельно ясная, но невообразимо сложная в исполнении – принять участие в грандиозном авиационно-спортивном празднике на аэродроме в Тушино. Именно тогда в центр из ВВС были переданы десять L-39 «albatros» чехословацкого производства.

Собрали девятку летчиков, у каждого из которых был большой опыт инструкторской работы и полетов в пределах курса летной подготовки. В группу вошли два мастера спорта по высшему пилотажу: Валентин Селявин и Николай Погребняк. Но одно дело – одиночный пилотаж, и совершенно другое – полёт в команде, где каждый из пилотов несет ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь группы. Ни у кого из летчиков не было опыта полёта в плотном строю, не говоря уже о выполнении сложнейших элементов группового пилотажа.

Начались упорные тренировки, ведь до парада оставалось всего два месяца. 3 июня 1987 года во время тренировки группы впервые в воздухе была построена формация из 9 самолетов, и именно этот день принято считать днём создания пилотажной группы «Русь». А уже 18 августа того же 1987 года группа приняла участие в Тушинском параде, в составе десяти самолётов (девять самолетов выполняли групповой пилотаж, один — сольный пилотаж). 

Из воспоминаний Николая Жданова (первый состав группы):

«Специально для нас небо над Москвой освободили от облаков. Распирала гордость, но и ответственность давила. Когда после роспуска вывел самолет из пикирования над Строгином, у меня начало дергаться левое колено. Такое было напряжение. Через год, перед следующим парадом, к нам приехал генерал Маслов, спросил с ходу: „Петлю“ сможете сделать?» Мы в ответ вяло так: «Надо попробовать». Особенно запомнился эпизод входа в «петлю». Сделали пикирование, «горочку», боевые развороты, вдруг голос в эфире ведущего Юры Быкова: «Будем „петлю“ делать?» В ответ тишина. Он снова: «Ну, будем „петлю“ делать?» Снова тишина. Потом не выдержал Саня Прядильщиков: «Будем!» Набрали высоту, дальше — ввод по прямой, пикирование... Первая «петля» получилась чисто-чисто. Быков спрашивает: «Будем вторую „петлю“ делать?» Тут уж все хором: «Ну конечно, что там не делать?» 


Первое выступление группы имело ошеломительный успех, в тот день на аэродроме собралось рекордное количество посетителей — около 800 тыс. человек, в том число и все высшее руководство страны. Под руководством ведущего (начальника Центра) Фарида Акчурина пилотажная группа выполнила проходы в плотном строю с набором высоты, перестроениями, виражами. С сольной программой выступил Николай Погребняк. Также был показан «воздушный бой» двух пар самолетов. 

 

Двадцать шесть лет прошло с тех пор. Много трудностей пришлось преодолеть, но одно осталось неизменным - любовь к авиации и желание дарить вам улыбки! Чаще смотрите на небо, ведь даже за грозовыми тучами оно всегда остаётся чистым!