Официальный сайт Пилотажной группы "РУСЬ" Вяземского учебного авиационного центра ДОСААФ России

100 лет "Петле Нестерова"



Одного хочу лишь я,

Свою петлю осуществляя:

Чтобы эта «мертвая петля»

Была бы в воздухе живая.

Не мир хочу я удивить,

Не для забавы иль задора,

А вас хочу лишь убедить,

Что в воздухе везде опора…

 

Сегодня исполнилось 100 лет с того дня, когда Петром Николаевичем Нестеровым впервые была исполнена "Мертвая Петля". Именно тогда зародилось само понятие высшего пилотажа. 

Пилот с глубокими знаниями в математике и механике, Нестеров теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей. Это был отважный человек и настоящий испытатель. Когда Петра Николаевича назначили командиром отряда, он ввёл обучение полётам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку. Киносъемка в полете, перелеты на скорость (Киев – Гатчина за какие-то 9 с половиной часов!), ночные полеты, взаимодействие авиации с наземными войсками, ведение воздушного боя - Нестеров всегда стремился воплотить теорию в практику!

Он говорил:

"Неизбежные воздушные бои будут схожи с нападением ястребов на ворон. Те летчики, которые научатся владеть своим самолетом, сумеют придать ему «воздушную подвижность» ястреба, будут в состоянии легче нанести врагу скорейший и серьезнейший урон путем воздушных эволюций. Только пройдя школу фигурного летания и практически освоив, в частности, мертвую петлю, летчики будут обладать основным оружием ястребов в их нападениях на менее искусных ворон. А кто из вас захочет быть вороной?"


И это притом, что в то время было принято летать, как говорили инструкторы, «блинчиком» или «тарелочкой», а официальная «Инструкция для военных летчиков» от 1912 г. запрещала крен на вираже свыше 20°!

Он сделал замкнутую петлю в вертикальной плоскости над Сырецком военном аэродромом в Киеве 27-го августа (9 сентября) 1913 года в 6 часов 15 минут вечера на самолёте „Ньюпор-4“ без специальных приспособлений с двигателем „Гном“ в 70 л. с.  – и этим манёвром положил начало высшему пилотажу в авиации.

Главная заслуга Нестерова в том, что он начал использовать подъемную силу крыла для маневра и в горизонтальной и в вертикальной плоскостях. При этом он так доверял своим расчетам, что перед выполнением "мертвой петли" даже не пристегнулся ремнями к самолету! Впрочем, расчеты оказались правильными и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые - центробежная сила прижимала летчика к сиденью. 

Вскоре и другие авиаторы начали выполнять «мёртвые петли». Больше всех прославился своими фигурными полетами французский авиатор Адольф Пегу. В мире до сих пор нет единого мнения относительно того, кто был первым исполнителем мёртвой петли. Но вот, что говорил об этом сам Нестеров:

"Я еще не успел вполне закончить теоретической разработки этого вопроса, когда узнал, что „мертвую петлю“ готовится совершить и французский авиатор Пегу. Тогда я бросил теоретические расчеты и решил рискнуть. Совершить „мертвую петлю“ было для меня вопросом самолюбия, — ведь более полугода я исследовал этот вопрос на бумаге"

Чего только не писали газеты о том полете! Многие причисляли поступок Нестерова к «безрассудным». Но куда больше было откликов подобных этому: «Ваше открытие в области авиации принадлежит к числу светлых, прекрасных: оно ведет не к разрушению, а к сохранению жизни многих летчиков. «Мертвая петля» не должна уже так называться: она стала живой. Вы победили смерть разумом и силой воли! Научите и других – смелых – побеждать дух смерти в воздухе...».

Киевское товарищество воздухоплавания и научно-техническое общество во главе с генерал-майором Вербицким решили выдать Нестерову золотую медаль за «первое в мире удачное решение, с риском для жизни, вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах». Такую же медаль получил от общества только профессор Жуковский.

Нестеров прожил короткую, но изумительно яркую жизнь. В годы Первой Мировой войны совершил первый в истории воздушный таран и геройски погиб. Имя его золотыми буквами внесено в летопись русской мировой авиации.

 

В 2012 году мы выступали на киевском фестивале АВIАСВIТ. И, конечно, не могли упустить возможность почтить память великого Лётчика, возложив цветы к памятнику Петру Николаевичу Нестерову 

 

 

 КАК Я СОВЕРШИЛ МЕРТВУЮ ПЕТЛЮ  (Статья П. Н. Нестерова, опубликованная в "С.-Петербургской газете" от 4 и 5 сентября 1913 г.) 

          http://avia.lib.ru/bibl/1005/07.html

← День ВВС России Ко всем новостям 1150-летие Смоленска →